27.05.09 - 10:34 | Ирина Алферова: «Красота мне только вредила!..»
В кино, где удалось сыграть свыше 30 ролей, ей повезло больше, чем в родном театре Ленком. Теперь уже можно задуматься о символичности названия сериала («Хождение по мукам»), в котором И. И. Алферова дебютировала в кино в роли Даши Булавиной. Эта роль стала для актрисы камертоном в творчестве и, как она считает, в жизни.

Ирина Алферова: «Красота мне только вредила!..»

В кино, где удалось сыграть свыше 30 ролей, ей повезло больше, чем в родном театре Ленком. Теперь уже можно задуматься о символичности названия сериала («Хождение по мукам»), в котором И. И. Алферова дебютировала в кино в роли Даши Булавиной. Эта роль стала для актрисы камертоном в творчестве и, как она считает, в жизни.

Ее любимая героиня, пройдя через все муки (смерть ребенка, предательство отца, долгая разлука с мужем), сохранила высокую нравственную чистоту, способность творить добро… Недавно Ирина Ивановна побывала в Анапе и дала интервью корреспонденту «АиФ-Юг».
- Ирина Ивановна, поклонникам вашего таланта наверняка интересно знать о ваших корнях.
- Я сибирячка. Родилась и выросла в Новосибирске. Мои родители прошли всю войну. Потом оба стали адвокатами.
И были от природы артистическими натурами. Папа славился умением замечательно танцевать, в компании любил показывать фокусы. А мама вообще у меня святая. Во всем мне доверяла, давала полную свободу. Моя дочь Ксения названа в ее честь.
Без «игры» я себя не мыслила никогда. Еще в десятом классе стала героиней спектакля самодеятельного театра Дома ученых Новосибиркого авиагородка.
Только там я чувствовала себя хорошо. Ведь на улице были серость, хамство и пьянь. Только и слышалось: «Катись! Отвали!»
А в академгородке все жили наукой, искусством. Там умели создать свой мир. Сколько было всяких фестивалей, куда приглашались самые талантливые люди!
Я отлично помню знаменитый съезд бардов в 1967 году в академгородке, который власти так позорно закрыли. Прибыли самые талантливые авторы-исполнители от Галича до Кима. Во Дворце культуры сидели всю ночь. Пели, читали стихи. Это был такой по-
трясающий Праздник души!
- Можно сказать, что без театра вы себя не мыслите?
- Жить без театра я не могу. Но театр Ленком, где я служу, к сожалению, не мой театр. Когда я в него пришла в 1976 году, я верила в главного режиссера Марка Захарова…
- Но если бы вы не понравились ему тогда, вас просто не взяли бы в труппу?
- Поступая в театр, я показывалась главному режиссеру и, насколько я знаю, понравилась. А потом я, наверное, сделала что-то не так. Однако иначе я не могу: всегда поступаю по-своему. Не могу, к примеру, пойти и занять чужое место. А это в театре сплошь и рядом.
И вообще я не умею просить. За все эти годы ни разу не была в кабинете Захарова с «творческой» просьбой. И в его спектаклях была занята только в массовках. Я ушла из театра, когда Захаров предложил мне характерную роль в спектакле «Игроки», где я должна была рычать. Я не выдержала, не зарычала…
- Согласитесь, широкую популярность, любовь зрителей всей страны приносит все-таки не театр, а кино. Мы видели вас, Ирина Ивановна, в очень разных фильмах о разных эпохах и судьбах: «С любимыми не расставайтесь» и «Багратион», «Осенние колокола» и «ТАСС уполномочен заявить»… А есть ли у вас роль-мечта?
- Хотелось сыграть Лару - героиню «Доктора Живаго» Пастернака. Таким богатым поэтическим языком, по-моему, еще никто из наших писателей не создавал русскую женщину. Ее я чувствую и исторически, и психологически.
- А выбирая реально предлагаемый вам сценарий, чем вы руководствуетесь?
- В фильме, как ни странно, мне не нужен сюжет, я сама могу его додумать. Мне важнее тема, и лучше всего – мелодраматическая. А вообще мне кажется: теперь уже я все могу сыграть, потому что столько внутри меня накоплено.
- Банальный вопрос: какая из трех десятков ролей в кино, на ваш взгляд, наиболее удалась?
- Полностью – ни одна. Нравятся только отдельные «кусочки» моих работ. Недавно я вдруг поняла, что у меня не было фильмов про меня. По существу, все мои кинообразы, кроме Даши, эпизоды.
- А какой вы любите быть на сцене?
- Мне неинтересно быть серенькой, «узнаваемой». Люблю быть красивой, с чудным голосом, говорить прекрасным русским языком. Выражать чистые, незамутненные чувства! Не тащить на сцену всякое свинство, мат.
Я не переношу, когда со мной разговаривают на повышенных тонах. Мы очень долго прожили с Сашей Абдуловым вместе. Но чтобы он на меня когда-нибудь повысил голос – боже упаси.
- Можете ли вы вспомнить счастливый день своей жизни?
- Я помню тот миг, когда впервые пришла на спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты». У меня тогда завершались съемки картины «Хождение по мукам». И вот тогда в зале я впервые ощутила какой-то внутренний укол и безумную влюбленность в спектакль, в его атмосферу, в Сашу…
Сравнимое ощущение счастья я пережила, когда церемонию вручения кинопремии «Золотой орел» вели моя взрослая дочь со своим отцом.
- Кинозрители не раз называли вас самой красивой женщиной страны. Побеждали вы и в рейтингах сексуальности (на американский манер).
А в творческой жизни красота помогала актрисе Ирине Алферовой?
- Скорее только вредила. Я столько настрадалась от нее, притом незаслуженно. Так уж повелось: приходит некрасивая актриса в театр, и ее чуть ли не сразу объявляют гением. А красавицу автоматически зачисляют в посредственности. Лично для меня только постперестроечные годы стали везучими. Мне все, от мала до велика, признаются в любви. Это, наверное, компенсация за долгие годы мучений.
- Что вас, как зрителя, больше всего привлекает в кино?
- (Смеется.) Вспомнила, как Абдулов отвечал на этот вопрос в молодости: «Темнота в зале!» А если серьезно, я думаю, в кино главное красота и… любовь.
Зоя Невская

поставить закладку | версия для печати

МЕНЮ

Опрос

Как часто Вы покупаете газету "АиФ"?

каждую неделю
раз в месяц
когда придется
никогда

Проголосовало: [ 372]

Copyright c 2003 Интернет-издание "ВашаГазета.ру"
Все материалы, содержащиеся на данном сайте, защищены законом об авторских правах.
При полном или частичном использовании материалов, ссылка на www.vashagazeta.ru обязательна.