12.03.09 - 12:30 | Что скрывает маска?
В Краснодаре два муниципальных театра - Молодежный и Новый театр кукол. Увы, сегодня позавидовать нельзя ни одному, ни другому, хотя сравнивать их тоже не имеет смысла - творческие возможности этих коллективов существенно различны. Речь пойдет о Новом театре кукол.

Что скрывает маска?

В Краснодаре два муниципальных театра - Молодежный и Новый театр кукол. Увы, сегодня позавидовать нельзя ни одному, ни другому, хотя сравнивать их тоже не имеет смысла - творческие возможности этих коллективов существенно различны. Речь пойдет о Новом театре кукол.

Образованный 15 лет назад и назвавшийся Новым, театр сразу заявил себя этакой альтернативой всему старому, отжившему на краевой театральной сцене, в этом жанре. Правда, несколько лет назад один из столичных критиков, посмотрев спектакли труппы, недоумевал: а в чем, собственно, новизна, авангардность? Леонард Гатов, создатель Творческого объединения «Премьера», под чьим крылом находятся куклы, видя несостоятельность коллектива, как творческую, так и финансовую, также говорил о нем с заметным раздражением.
И на самом деле театр, который, как назло, находится напротив городской барахолки, давно не предлагал ничего нового, более того, постоянно возвращался к старому, используя свой былой репертуар, реанимируя давно ушедшее.
В советское время в Краснодаре функционировал кинотеатр повторного фильма, где можно было посмотреть восстановленные ленты, по каким-то причинам сошедшие с экрана. Что-то подобное происходит порой и в Новом театре кукол.
Художественный руководитель Анатолий Тучков в октябре 1995 года выпустил премьерный спектакль Карло Гольдони «Слуга двух господ». Сегодня нам представили вторую редакцию бессмертной комедии. Хотя второй вариант можно считать скорее третьим, так как между делом, говорят, была и другая версия.
Анатолий Семенович - личность на кубанском театральном поле известная. Однако все его удачные спектакли относятся к тому счастливому прошедшему времени, когда он вернулся из Тюмени в Краснодар, заряженный новыми творческими задумками, желанием удивить кубанского зрителя. Созданный им Новый театр, к великой печали, не привнес ни свежего импульса, ни драйва, ни новых идей. Сегодня театр иногда называют семейным. Супруга Екатерина Кучеренко и дочь Юлия Тучкова - ведущие актрисы и незаменимые помощницы главного. К тому же дочь является еще и художником театра. «Семейный подряд» на ниве культуры – явление нередкое и, случается, даже полезное. Но если обратиться к последней премьере, то придется заметить, что она опять же событием не стала, скорее, напротив, является продолжением все той же ретрополитики худрука.
Спектакль «Слуга двух господ», сделанный в манере комедии дель арте, к сожалению, не удалось выдержать в необходимом стиле. Гольдони писал пьесу по просьбе актера-импровизатора Антонио Саки, с расчетом на импровизацию масок, и в переводе «commedia dell’ arte» значит «искусная комедия», «комедия мастерства». Мы же увидели зрелище малоизящное, где не было и намека на импровизацию, на ту лучезарность, романтический пафос и фейерверк юмора, свойственные этому жанру.
К тому же постановка в стиле дель арте, использующая известные особенности уличного театра, никак не была рассчитана на специфику крохотного - под 90 мест - зала. Практически весь спектакль актеры работают в «живом плане», надсаживая горло так, будто свершается массовый загул. Маски, которыми по закону жанра актеры закрыли свои лица, были изготовлены не самым лучшим образом, что в условиях этого зала более чем заметно. Жаль, что здесь не были учтены очевидные особенности камерной театральной площадки.
Обязательным прологом к спектаклю идут стихи Бориса Пастернака. Читает их сам по-
становщик. Совместить на сцене поэзию Пастернака и комедию дель арте, конечно, заманчиво, но в данном случае, как показалось, такой выбор оказался не в логике действа.
В роли Труффальдино выступил первый актер труппы Александр Гилязетдинов. В свое время на одаренного юношу возлагались немалые надежды. Но актер в какой-то момент остановился, сел на наработанные штампы. Таким образом, вместо обаятельного, ловкого, неунывающего простодушного слуги мы видим на протяжении всего действа недалекого, неуклюжего кривляющегося пройдоху.
«Дух веселья», легкость, грациозность отсутствуют и в актерском ансамбле. Видно, что артисты работают по жестко заданному рисунку и элемент импровизации здесь безжалостно отсечен. А куклы в этом спектакле оказались всего лишь довеском, притом ненужным, малодейственным. В финале весь свой громкий и кричащий маскарад постановщики «накрыли» полотном цвета морской волны, оставив публику по другую сторону этого странного театрального эксперимента.
Александр Геннадьев

Другие мнения

Художественный руководитель Нового театра кукол Анатолий Тучков:
- Название «Новый театр» не имеет никакой идеологической подоплеки. Коллектив был так назван в противовес краевому, старому театру. Мы думали сменить название, но все-таки было решено оставить прежнее, т. к. в городе все уже привыкли к нашей вывеске. А в творчестве я, естественно, ищу новое, т. к., если не делать открытия для себя, для актеров, то и не стоит за дело браться.
К спектаклю «Слуга двух господ» я вернулся осознанно, ведь то время было очень мутным, хмурым и приоритеты тогда были другие. Сегодня жизнь иная. Вы же заметили, что в конце все уходит под воду. Это как Атлантида, т. е. в прошлое, назад вернуться невозможно. А то, что мой последний спектакль шумный, громкий, так это издержки премьеры и молодости актеров.
Театральный режиссер Геннадий Николаев:
- Я помню триумфальное возвращение Анатолия Тучкова в Краснодар. У меня свежи в памяти его блестящие спектакли, особенно «Забыть Герострата», успех которого трудно превзойти. Последующие работы шли с большим или меньшим успехом, но, увы, ниже планки «Геро-
страта».
Я видел первый вариант спектакля «Слуга двух господ» и не могу отнести его к удачам режиссера. Правда, там были потрясающие актерские работы. Сегодняшнее возвращение к материалу как к некоему педагогическому этапу, чтобы пропустить молодых актеров через театр, вызывает уважение. Случилось в этом спектакле, наверное, главное - ансамбль, но в ущерб прежней яркости, искрометности актерской игры прежнего варианта. Вызывает много вопросов кукольный театр внутри спектакля. Но, наверное, Анатолий Семенович это видит и сам, ведь работа над спектаклем для актеров и режиссера после премьеры не кончается, а только начинается.

поставить закладку | версия для печати

МЕНЮ

Опрос

Как часто Вы покупаете газету "АиФ"?

каждую неделю
раз в месяц
когда придется
никогда

Проголосовало: [ 372]

Copyright c 2003 Интернет-издание "ВашаГазета.ру"
Все материалы, содержащиеся на данном сайте, защищены законом об авторских правах.
При полном или частичном использовании материалов, ссылка на www.vashagazeta.ru обязательна.