27.05.09 - 10:32 | Цветы ненастья
Современные дети не любят читать. Ограничиваются учебниками. Да и то - исключительно из-под палки. В чем причина и что делать?

Цветы ненастья

Современные дети не любят читать. Ограничиваются учебниками. Да и то - исключительно из-под палки. В чем причина и что делать?

Куда ушла любовь?
В последние годы Союза, лет этак 20 назад, ни огромными квартирами, ни лимузинами гордиться было просто некому. Самой большой роскошью считалась какая-нибудь 60-метровая «трешка» да презираемая богатыми людьми «Волга».
Может быть, поэтому мы меньше ценили материальное, зато очень гордились своей интеллигентностью. И главным ее признаком была любовь к книге. Только вот ушло это чувство на стыке 80-90-х годов. Куда, почему?
Причин много. В основе каждой из них – какое-нибудь ненастье. Социальное, политическое, экономическое. Их жертвами стали, прежде всего, «цветы жизни»…
- Безвременье смены двух эпох выявило идеологическую пустоту, - считает социолог Мария Чекалина. - Ценности советской эпохи были выброшены на свалку. Туда же отправилась и детская литература, на которой воспитывались – и ведь разве плохо воспитывались? - многие поколения. Потому как для новой демократической власти было очевидно: всякие «дяди Степы» - пройденный вредный этап.
Правильным ли было то решение и не было ли оно сознательной акцией – другой вопрос. Но очевидно, что образовавшийся вакуум заполнен не был.
Можно спросить, мол, чем же были заняты родители? Ответ прост: в основном, выживанием. Поиском денег на то, чтобы просто прокормиться. Школа? Так вспомните, как ее лихорадило в начале 90-х, от реформы к реформе. До воспитания ли было… Да и типографиям было не до детских книжек. Анекдоты, в основном, печатались…
Увы, но, объективно, вряд ли в тех условиях детвора, родившаяся в начале - середине 80-х, могла полюбить литературу.
В героях -
Мишка Квакин
Что происходит сегодня? Что изменилось за два десятилетия?
Типографии, те, что выжили, крепко встали на ноги, появились мощные издательства. Практически полное отсутствие новых книг сменило потрясающее изобилие. Любой книжный магазин – тому подтверждение. Правда, вот ценники пугают, но для того, чтобы сын или дочь читали, на какие расходы не пойдешь?..
Тем более что, даже если принимать во внимание нынешний кризис, социально-экономическое положение теперь совсем иное, куда более благополучное. О куске хлеба речь уже не идет. Вроде бы и родителям сегодня есть когда заниматься детьми. Да только поди возьмись.
Раньше был убогий Дом пионеров, куда ни ребятам, ни их родителям обычно идти не хотелось, да пара-тройка секций –
вот и читалось детворе легко, с душой. Сейчас соблазнов – не перечесть. Книги не выдерживают конкуренции с компьютерами и прочими скейтами-роликами.
А тут еще разные увлекательные молодежные течения типа вечно плачущих эмо: а читать сквозь слезы – удовольствие сомнительное.
Что до системы образования, то ее трясет как прежде – череда реформ не прекращается. Впрочем, теперь это неважно: отказалась современная школа от воспитательной функции.
Свыше решения о создании новых героев, соответствующих требованиям эпохи, мы так и не дождались. И, может быть, к счастью. Потому что, не исключено, что получили бы кого-нибудь персонажа, очень похожего на Мишку Квакина или Мальчиша-Плохиша. По этой уважительной причине вот уже два десятилетия главными носителями нравственных ценностей являются комиксы и прочая дешевка.
В общем, изменилось почти все. Кроме одного: читать дети так и не начали.
Пороть
команды не было
Что же делать? Один из наименее педагогически выверенных, но от этого не менее соблазнительных ответов: пороть. Стимулировать, мобильником или еще чем-то не менее заманчивым, тоже – не выход. В ошибочности такого подхода автор этих строк как отец уже убедился.
- Все случаи индивидуальны, и общий рецепт ни один специалист вам не даст, - утверждает психолог Майя Петриченко. –
Но вообще куда важнее стимулов – понимание ребенком того, ради чего родители хотят, чтобы он больше читал. Если удастся донести до сына или дочери, что, допустим, книги помогут стать более успешным в обществе или начитанным, эрудированным, то шансы на то, что ребенок прислушается и будет чаще читать, окажутся куда выше.
Вообще, по мнению специалистов, если есть желание сделать ребенка интеллектуалом, лучше позаботиться об этом как можно раньше. Еще когда будущая мама в положении. Научно подтвержденный факт: чтение качественной литературы или прослушивание классической музыки способно сделать то, чего не добиться никакими посулами позже, когда малыш пойдет в школу.
Еще один важный аспект – культура чтения в семье. Когда, скажем, папа забивается куда-нибудь в дальний угол квартиры и глотает одну книгу за другой, это не сделает его ребенка любителем чтения. Также, кстати, как и отличная библиотека, которой никто не пользуется. Зато прочтение всеми членами семьи одной книги, а затем общее – во главе с ребенком - обсуждение практически гарантированно привлечет внимание маленького читателя к самостоятельному чтению.
Если этой культуры нет, если любовь к книге не привита с детства – поезд ушел. Очень сомнительно, что эффективной окажется даже помощь специалиста. В подростковый период –
с 9-10 лет, когда личность уже во многом сформировалась, а вокруг, в обществе, к тому же нет того культа чтения, что был прежде, сделать книгу другом уже вряд ли удастся.
Валерий Каменский
Фото: Александр Тимченко

поставить закладку | версия для печати

МЕНЮ

Опрос

Как часто Вы покупаете газету "АиФ"?

каждую неделю
раз в месяц
когда придется
никогда

Проголосовало: [ 374]

Copyright c 2003 Интернет-издание "ВашаГазета.ру"
Все материалы, содержащиеся на данном сайте, защищены законом об авторских правах.
При полном или частичном использовании материалов, ссылка на www.vashagazeta.ru обязательна.