01.04.09 - 15:04 | Нынче в школе первый класс дороже института
Напомним, что в прошлом номере мы затронули тему качества преподавания в школах. Как показало наше журналистское расследование, в некоторые гимназии Краснодара можно попасть только по блату или оказав школе солидную спонсорскую помощь.

Нынче в школе первый класс дороже института

Напомним, что в прошлом номере мы затронули тему качества преподавания в школах. Как показало наше журналистское расследование, в некоторые гимназии Краснодара можно попасть только по блату или оказав школе солидную спонсорскую помощь. Репетиторство процветает с первого класса. Мы пытались разобраться: кто виноват в коммерциализации образования? Как выяснилось, во многом этому потакают состоятельные родители. Но и сами учителя не лыком шиты...
Как платят, так и работают...
Один чиновник от образования, не будем называть его имя, откровенно нам сказал:
- А что вы хотите? Вы же платите анестезиологу, когда идете на операцию? Вы платите официанту за хорошее обслуживание? Учителя тоже нуждаются в дополнительной оплате, которая повышает качество их труда. Согласен, это ненормально. Но в этом не педагоги виноваты, а само общество.
Вот только, виня во всем общество, не стоит забывать, что общество, в первую очередь, это мы с вами. В образовании на сегодняшний день существует кризис кадров. Хотя еще лет двадцать назад профессия учителя была престижной, неплохо оплачиваемой.
- Учителя советской школы имеют уже предпенсионный и пенсионный возраст, - говорит автор учебника «География Краснодарского края» Александр Терский. - Структура человеческого мозга такова, что современные методы обучения (компьютерная грамотность, Интернет и прочее) люди такого возраста воспринимают с трудом, а сейчас образование без этих навыков – пещерно. Самые молодые учителя – это те, кто родился в конце 80-х. Их детство и становление приходилось на годы сплошного упадка образования. И профессия учителя в 90-е годы была одной из самых бесперспективных. И сейчас учитель в городской школе получает нищенскую зарплату, за которую в полную силу будут работать только фанатики профессии. Но их настолько мало, что в целом на процесс образования они не влияют. Остальные же работают именно настолько, насколько им платят. Так что обижаться на учителей за низкое качество преподавания не стоит. Как ни странно, несколько лучше обстоит дело в селах – там зарплата учителя немного выше и на фоне заработков сельских жителей выглядит даже привлекательной. В станице, где я родился, устроиться работать учителем в школу очень непросто - очередь. Да и ментальность селян такова, что учителя там в почете.
А кадры кто?
По словам самих же чиновников, сейчас в педколледжи и пединституты идут те, кто не имеет достаточно знаний, а зачастую и средств на поступление в другое учебное заведение - там конкурса нет. Т. е. наших детей порой учат те, кто сам в школе не блистал.
А многие из этих случайных учителей при первой же возможности меняют работу на более денежную. Кто торгует на наших рынках? Учителя средней школы, кандидаты наук. Потому что педагог в школе получает 5-6 тысяч рублей, а кандидат наук – 8-10 тысяч рублей. Это при том, что средняя заработная плата у нас в крае составляет около 11 тысяч рублей.
Имидж заменил престиж
А при такой зарплате какой престиж? Тут бы выжить. И те школы, которые в лучшие времена завоевали авторитет качественным образованием, потихоньку стали приторговывать им… Ведь теперь делом чести каждого «уважающего» себя родителя стало отдать своего ребенка в престижную школу для поднятия собственного имиджа. А раз есть покупатель, товар найдется. И, надо заметить, не всегда качественный. Одна знакомая учительница откровенно рассказала, что у нее есть коллеги, которые, завидев либо папу своего ученика на хорошем автомобиле, либо маму в бриллиантах и дорогих шубах, начинают «склонять» их к тому, что с ребенком-то надо позаниматься!
Другое дело, что педагоги вслух об истинных причинах репетиторства говорят не всегда.
- Раньше учителя добросовестнее относились к своим обязанностям. Неуспевающих оставляли после уроков, дополнительно занимались. Был институт наставничества. Т. е. молоденьким учителям помогали более опытные, - говорит ведущий специалист отдела анализа и поддержки образовательного процесса Краснодарского научно-методического центра Галина Петриченко. –
Но сейчас многое изменилось. Ставка учителя предполагает
20 часов занятий в неделю. Т. е. по четыре часа в день. Согласитесь, не так много. Педагог может подготовиться к уроку, чтобы внятно объяснить его детям. Но дело в том, что зарплата не так высока, и учителя зачастую набирают часы, ставки.
В итоге на качественную подготовку остается мало времени. А на дополнительные занятия с детьми - еще меньше. Да и в круг обязанностей преподавателя это не входит. Отсюда и отстающие ученики, и желающие на них подзаработать учителя.
- У нас проблемы репетиторства, начиная с начальной школы, нет, - говорит заместитель директора школы N 52 Татьяна Стрельцова. - Да и у наших родителей нет такой возможности оплачивать дополнительные занятия. А вообще я хочу сказать, что если учитель грамотно построит урок, то дома останется только закрепить материал.
Но, как показывает практика, в большинстве случаев происходит по-другому.
Что делать?
Так как же дать ребенку качественное образование?
- Как это ни прискорбно, никакими эволюционными процессами проблему не решить, - говорит Александр Терский. - Нужна революция. Во-первых, резкое сокращение бюрократии от образования. Во-вторых, подбор чиновников на руководящие должности наробраза. В-третьих, резкое сокращение учебной нагрузки и сроков обучения в школе. В-четвертых, кардинальное повышение заработной платы педагогам. Зарплата ниже десяти тысяч рублей для начинающего учителя не будет его стимулировать. К деньгам нужна еще и дополнительная мотивация. Ранее она была, хотя и не всегда – молодым учителям в первую очередь предоставлялось жилье. Да, на это нужны деньги, и много. Но не больше, чем тратится на содержание бюрократического аппарата и раздувание «школьной реформы». И при наличии денег возрождение нормальной школы – процесс небыстрый. Если кардинальные перемены начать сейчас, то первые успехи придут не раньше, чем через 5-7 лет. Верю ли я, что все это можно исполнить?
К сожалению, нет. Мне думается, что нынешняя властная элита скорее завалит школу плазменными телевизорами и компьютерами, чем посягнет на саму систему. В данной ситуации образование детей - в руках родителей. Уже многие делают ставку на домашнее образование. Но тех, кто может его дать сам или оплатить, крайне мало. Основная масса детей обречена на суконно-серое школярство, которое не даст им элементарных знаний и сделает неконкурентоспособными на международном рынке труда...
Фатима Шеуджен

поставить закладку | версия для печати

МЕНЮ

Опрос

Как часто Вы покупаете газету "АиФ"?

каждую неделю
раз в месяц
когда придется
никогда

Проголосовало: [ 374]

Copyright c 2003 Интернет-издание "ВашаГазета.ру"
Все материалы, содержащиеся на данном сайте, защищены законом об авторских правах.
При полном или частичном использовании материалов, ссылка на www.vashagazeta.ru обязательна.